Начало учебного года для родителей это не только тревоги по поводу распорядка дня и оценок ребенка. Это еще и вопрос финансов. До недавнего времени «благодарные» взрослые практически не задумываясь отдавали любую требуемую сумму за обучение своих чад. Но в связи с известными событиями в стране и обвальным падением благосостояния большинства граждан у этих самых граждан все чаще возникают вопросы: сколько, за какие услуги и соответствует ли качество этих услуг уплаченной сумме.

Тезисом о том, что в стране уже не существует ни бесплатной медицины, ни бесплатного образования, давно никого не удивишь. Это свершившийся факт, принимая во внимание который и пытаются жить люди.

В начале учебного года, как заведено, с родителями проводятся «установочные» встречи и беседы, во время которых оглашается «весь список», касающийся текущей оплаты, планов на будущее и некоторых пожеланий.

Принятая в одесских школах схема платы «в фонд класса и в фонд школы» напоминает своего рода двухставочный тариф. Формально, это разведение денежных потоков на различные цели – чтобы выглядело солидно и убедительно для родителей.

При этом даже приблизительный подсчет сумм, собираемых с каждого класса, с каждой параллели, со всей школы, — впечатляет. И это «живые» деньги, получаемые из рук в руки (пусть это даже «руки» членов родительского комитета, надежность которых скреплена лояльным отношением к их детям). Проверить расходование собираемых средств не может никто, — даже КРУ.

У тех, кто задумывался над этим, возникает вопрос. Точнее, несколько.

Да, понятно, что страна нищая, финансировать в прежних объемах образование и здравоохранение невозможно. Тем более, что все деньги идут «на войну», хотя практика урезания этих статей существовали все годы. Однако средства из государственного и местного бюджетов выделяются. Это деньги на зарплаты, на ремонт, на отопление. И суммы колоссальные. Причем зачастую родители еще раз оплачивают то, на что уже были выделены бюджетные средства.

В этой ситуации, получая зарплату (да, небольшую, а кому в нашей стране просто?), педагоги и чиновники от образования, по сути, имеют возможность иметь дополнительный доход. При этом лично они не вкладывают ничего в обустройство своего рабочего места: это делают родители и бюджет. А дополнительную прибыль с этого получают.

И здесь стоит отбросить советские отсылки о жертвенности – труд педагога и госслужащего в условиях капитализма имеет свою цену, как и труд любого другого гражданина.

О необходимости упорядочить систему взимания денег в школах, говорят давно, но ничего не меняется. Причина здесь не столько в «алчных» педагогах, сколько и в родителях. Они сами не хотят переходить на безналичный расчет, не хотят отказываться от подарков «по случаю», не хотят сугубо формальных отношений «школа-ребенок».

Передача денег «в руки» – это своего рода завуалированная «покупка» внимания к ребенку, «покупка» оценок.

А в нашем обществе хорошие оценки – это возможность поступления в хороший ВУЗ. Правда, это абсолютное отсутствие гарантии получения ребенком знаний. И, как следствие, профессии, а значит, места в жизни.

Удивительно то, что взрослые, одни из которых свои оценки действительно зарабатывали, а другие действительно ставили их за труд, напрочь забыли об этом бесценном опыте.

Впрочем, наверное, не стоит удивляться процессам, которые присущи обществам со слабой экономикой, тотальной коррупцией, лицемерием, наплевательским отношением к законам.

В чем заключается выход для тех, кто «против», кто понимает всю губительность происходящего, но кто не видит и не ищет для себя другой Родины.

Время, терпение и труд.

Добавить комментарий