Краевед: «Он появится из-за угла Канатной…” — начало истории одесского трамвая

Краевед: «Он появится из-за угла Канатной…” - начало истории одесского трамвая

Одесса. К вокзальной площади приближается трамвай, в котором в сомнениях мечется приезжий с чемоданом. Наконец, он обращается к сидящему рядом одесситу:

— Скажите, это вокзал?

— Таки нет, это трамвай.

Одесский трамвай… Каждый, кто бывал в Южной Пальмире, хотя бы раз прокатился на нем. Часто, держась за поручни, мы становились свидетелями, как некоторые пассажиры обмениваются последними новостями и сплетнями. А какие можно услышать в трамвае диалоги пассажиров с кондукторами, после чего рождались свежие одесские анекдоты. И каждый раз такие поездки оставляют нам разного рода  впечатления…

«Он появится из-за угла Канатной, но этого угла с позиции, на которой мы стоим, не видно, он слишком отдален, да еще и скрыт в перспективе некоторой горбатостью Строгановского моста — и таким образом мы увидим вагон только тогда, когда он будет уже на середине моста. Все убеждены, что движение трамвайного вагона необыкновенно быстро, молниеносно, что даже и не приходится думать о том, что можно успеть перебежать улицу. Трамвай показался на мосту, желто-красный, со стеклянным тамбуром впереди — шедший довольно скоро, но далеко не так, как мы себе представляли».

Так описал свою встречу с первым электрическим трамваем Одессы писатель Юрий Олеша. Произошло это 11 сентября 1910 г. Именно тогда в городе проходила масштабная Всероссийская промышленная выставка. Запуск первого электрического трамвая входил в ее программу, а первый маршрут № 32 получил название «Выставочный». Управлял трамваем председатель Бельгийского общества, которое построило первую трамвайную линию, Р. Легоде, а среди первых его пассажиров находился одиозный градоначальник Одессы Иван Толмачев.

Трамвайная станция на Тираспольской плащади

Трамвайная станция на Тираспольской площади

Но история одесского трамвая началась гораздо раньше. Еще в июле 1880 года в городе открыли первый маршрут конного трамвая — так называемую “конку”.

В течение 10 лет в городе велась подготовка к открытию конного трамвая. С 1871 г. в Городской Думе велись обсуждения устройства линий конки и подаются прошения о разрешении беспошлинного ввоза рельсов, вагонов и другого оборудования.

Вместе с тем Одесса заключила договор с компанией конных дорог Лондона и Дублина. В лондонском Сити было образовано акционерное общество под громким названием «Одесса трамвейз Компани Лимитед», что вызвало бурные обсуждения в прессе. Интересно, что по утверждению «Таймс», строительство конных дорог в Одессе было принципиально немыслимо, поскольку город построен на горах.

На смотря на все, к концу 1888 года в городе действовало уже 19 маршрутов общей протяженностью примерно 50,5 км. Вагоны хранились в депо на  Куликовом поле — большой площади у железнодорожного вокзала Одессы. Лошади содержались в конюшнях на Ботанический улице, неподалеку от Французского бульвара. Хотя и предполагалось использовать конку для перевозки грузов в порт, основной ее функцией стала перевозка пассажиров.

В конном трамвае существовали свои правила проезда. Стоять в вагоне могли только 6 пассажиров, а другие должны были ехать сидя.

Проезд стоил пять копеек. Несмотря на дорогой билет (средняя заработная плата рабочих на конец XIX века составляла примерно 41 копейку в день), конка стала популярной. Еще до конца 1880 года на ней прокатились в пять раз больше пассажиров, от общего числа всех жителей Одессы. А вскоре годовые перевозки достигли отметки в 8,7 миллионов пассажиров. Исчезли последние вагоны конки с одесских улиц до 1917 года, когда было завершено строительство сети линий электрического трамвая.

Вскоре после открытия конки, в Одессе появился и паровой трамвай. Его появление стало следствием притока пассажиров в пригород Одессы — на дачи Большого фонтана и грязелечебницы Хаджибейского лимана. Один маршрут этого вида транспорта начинался на углу улиц Пантелеймоновская и Итальянской (нын. Пушкинская) и шел к Золотому берегу. Второй — длиной около 9 км, пролегал от Херсонского сквера до Хаджибейского лимана. Неуклюжие, с очень широкой вверху трубой, за такой вид эти паровые трамваи вскоре прозвали «Ванька Головатый». И исчезли эти самые “Ваньки” с улиц города в начале 1920-х годов.

Пользование конкой и паровым трамваем было неудобным и опасным. Неисправные вагоны приводили к аварии и тормозили движение. К примеру, 22 августа 1904 г. вагон одного из конных трамваев во время своего маршрута сошел с рельсов аж 9 раз.

Не намного лучшим оказалось обслуживание на паровом трамвае. В пути пассажиры обдавались дымом и копотью и буквально засыпались вылетающими из паровозных труб частицами шлаков.

Таким образом, превзойдя своих предшественников, в Одессе электрический трамвай с течением времени становится основным уличным и удобным видом общественного транспорта. И вот спустя много лет одесский трамвай  — это живая история и привычное средство передвижения для многих горожан и гостей Одессы, ставшее одним из многих создателей неповторимого настроения и колорита города.

Е. Джумыга

Kraeved.od.ua

Автор статьи:

E-mail:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Автор статьи:

E-mail: