Отныне школы смогут использовать рамочный Меморандум о сотрудничестве между педагогами, родителями и учениками, который станет действенным инструментом для построения педагогики партнерства. Документ наработала ОО “Смарт образование” совместно с Министерством образования и науки Украины.

Об этом сообщают на Информационно-образовательном портале Одесской области.

Его текст, а также короткий видеокурс о создании и использовании Меморандума можно найти на сайте НУШ по ссылке.

“Это рамочный документ, который описывает правила взаимодействия в школе. В то же время важно понимать, что принимать его можно только после обсуждения в школьном сообществе, согласование об основных правилах взаимодействия. Ключ к построению педагогики партнерства – достижение совместных договоренностей на основе принципов, задекларированных в Концепции НУШ и Законе “Об образовании”, – отметила Министр образования и науки Украины Лилия Гриневич.

Документ построен таким образом, что позволяет каждой школьной общине дополнить его своим содержанием, своими разделами, совместно согласованными правилами.

Неизменными остаются лишь принципы, на которых основываются все договоренности Меморандума, и которые являются определяющими для школьной реформы в Украине.

Документ создавали совместно с учениками, родителями и учителями на базе школ из шести регионов Украины. Модерировали дискуссию профессиональные фасилитаторы, которые работали с каждой группой участников.

Так, встречи проходили в Киеве, Чернигове, Харькове, Краматорске, Тернополе и Николаеве. На них в отдельности и ученики, и родители, и учителя определяли проблемные моменты в школе, после чего происходили общие встречи, где сообщество школы вместе определяла, как можно решить эти проблемы и какие формы взаимодействия будут удобными для всех.

По результатам этих консультаций ОО “Смарт образование” подготовила проект меморандума и провела два обсуждения – экспертное и общественное. На них специалисты образования и стейкхолдеры образования предлагали свои идеи и дорабатывали предложенные формулировки.

Для того, чтобы каждое школьное сообщество достигло нужных ей договоренностей, было  также разработан онлайн-курс об истории создания и использования Меморандума. В частности, в нем рассказывается, как провести в своей школе фасилитованую встречу и достичь договоренностей.

Школам предлагается обязательно провести совместные встречи и консультации, после чего утвердить адаптированный к условиям школы Меморандум на общем собрании.

“Идея создания меморандума возникла у меня, когда я поняла, что в школе не хватает правил – в самом широком понимании этого слова. Речь идет не о расписании дополнительных занятий, наличие или отсутствие формы или часы, когда родители могут звонить учителям, – говорится о ключевой цели и принципы взаимодействия всех участников образовательного процесса, вытекающих из идейных основ реформы Новая украинская школа “, – говорит координатор проекта Зоя Звиняцковская.

Она добавила, что сейчас школа, как и все общество, меняется, следовательно старые ответы на вопрос “почему так?”, “Зачем это делать?» Или «кто должен этим заниматься?” в школе не работают.

“Надеюсь, что в Меморандуме нам удалось найти современные ответы на эти вопросы и предложить адекватные времени форматы взаимодействий между всеми членами сообщества, которое называется “школа , – отметила Зоя Звиняцковская.

Проект состоялся при поддержке программы “Долучайся” Пакт, USAID.

https://nus.org.ua/memorandum/?fbclid=IwAR3jnnvK6b1yawpI3x21NyRDQSb0bE7VSc4BjkrQpnap9AV2oCUJYXswhmM%20